Оценка спроса с помощью Яндекса и Google

В интернете много открытых данных о спросе на товары и услуги. Они бесплатны и дают достаточно данных для принятия управленческих решений или проверке принятых решений. Владельцы бизнеса, пользуйтесь интернет-аналитикой!


Wordstat — по словам и по регионам

Самый простой и, пожалуй, известный (попсовый) инструмент. До сих пор огромное число людей считает, что сервис Яндекса показывает число поисковых запросов, хотя на самом деле это прогнозные значения: «Цифры рядом с каждым запросом в результатах подбора слов дают предварительный прогноз числа показов в месяц, которое вы получите, выбрав этот запрос в качестве ключевого слова».


Вводим запрос «регистрация ИП в Москве»:

  • Широкий запрос — 1969 показов
  • Уточнённый запрос — 224 показа (“регистрация ИП в Москве”)
  • Точный запрос — 220 показов (“!регистрация !ИП !в !Москве”)
  • Фиксированный запрос — 219 показов (“[регистрация ИП в Москве]”)

Оценить популярность запроса можно в целом, а можно выделить мобильные устройства. Это поможет с решением о создании мобильного или адаптивного сайта.


Прогноз ключевых слов в Яндекс Wordstat


Теперь проверим регионы. Оценка здесь такая: 100% — нормальная популярность запроса, ниже 100% — низкий интерес, больше 100% — высокий интерес. Угадайте в каком регионе мира самый высокий интерес к регистрации ИП в Москве? В ОАЭ! Больше 800%! Конечно, тут надо следить за динамикой, но результат забавный. Может запустить Ad Words на русскоязычных в Эмиратах?


По городам спрос более понятный. Высокий интерес в самой Москве, но в Троицке он просто запредельный. Причём в самом Троицке и в Троицком административном округе. Тут уже можно не только Директ использовать, но и таргетинг по району в соцсетях задействовать.


Wordstat — История запросов

График и таблица показывают абсолютное и относительное значение. Абсолютная цифра — это число показов в месяц по запросу. Относительное значение нормируется на количество показов результатов поиска Яндекса за соответствующий месяц. Если проще, то число показов по данному запросу делится на общее число показов всех запросов вообще. То есть относительное значение показывает популярность конкретного запроса среди других запросов. Сразу видно, что «регистрация ИП в Москве» мало популярный запрос в сравнении, например, с «порно». 


График истории запросов в Вордстат


Оба графика должны идти ровно, повторяя друг друга. Расхождение линий указывает или на накрутку запроса или на аномально высокий интерес, несмотря на сезонный спад (если график относительного значения выше абсолютного). Или же наоборот – спрос должен был быть выше, а он ниже ожидаемых значений (если график относительного ниже абсолютного).


Операторы запроса в данном отчете не работают. Также отчет отстает от реального времени на месяц при группировке по месяцам и на две недели при группировке по неделям.


Итак, в октябре было 2026 запросов по нужной нам фразе.  Из них — 1 417 с декстопа, 609 с мобильных устройств: 529 — смартфоны, 80 —планшеты. Уже какой-то анализ вырисовывается!


Google Trends и Ad Words

«Тренды» показывают динамику популярности запроса, но не точные цифры. Зато ведется статистика с 2004 года, то есть можно оценить изменения спроса больше, чем за 10 лет.


Интерес к регистрации ИП в Москве за 13 лет упал больше в 16 раз! Пик популярности в 2007 году, провал перед 2008 годом, когда «стартанул» кризис, и до апреля 2008, когда предприниматели стали «оттаивать». «Тренды» не показывают конкретных значений, а оценивают в баллах. Вот в 2007 году запрос имел 100 баллов, а в конце 2017 года имеет 6 баллов. То есть спрос сократился в 16 раз.


Изменение популярности поискового запроса в Google Trends

Но это больше макроэномические данные в данном случае, нам же нужны реальные цифры. Для этого нужен «Планировщик ключевых слов Ad Words». Запрос «регистрация ип в Москве» дает от 100 до 1000 запросов в месяц.  Посчитайте сколько у вас конкурентов в городе. Даже если их всего 100, шанс клика по объявлению от 1 до 10 процентов. И только клика, а не конверсии в заказ!


Полученные данные упрощают принятие управленческого решения по ведению рекламной кампании, запуску нового продукта или услуги. Например, компания торгует универсальными чехлами для автомобилей и хочет расширить ассортимент модельными чехлами. История запросов Яндекса показывает:

  • Универсальные чехлы для автомобилей — в марте 873 запроса, в октябре — 592 запросов
  • Модельные чехлы для автомобилей — в марте 119 запросов, в октябре 88 запросов.

Явный спад интереса к чехлам в целом, но на модельные изначально спрос в 6-7 раз меньше, чем на универсальные. Вряд ли диверсификация даст положительный результат на падающем рынке.


Анализ трафика конкурентов

Динамику трафика на чужие сайты покажет Similarweb. В числах сервис нагло врёт, но оценить растёт или падает посещаемость у конкурентов помогает. Правда, сайты с маленьким трафиком он не видит. В этом случае можно поискать конкурента в статистике Liveinternet или воспользоваться приближенной оценкой в сервисе PR-CY. Другой популярный инструмент комплексного анализа своих и чужих сайтов — Serpstat:


Комплексный отчет по сайту в Serpstat


Собрав статистику по 20-30 сайтам из ТОПа, вы увидите, что в целом происходит со спросом на конкретные товары и услуги, чтобы принять тактические и стратегические решения о развитии, диверсификации, а может закрытии бизнеса. 


Что еще почитать по теме:

Солянка в Телеграмм: sdigit

Нет комментариев
Добавить комментарий