Онлайн-продвижение: исполнители и заказчики

Статьи о том, как разводят клиентов в SEO и SMM, пишут многие и уже давно. Но спрос на услуги «цифровиков» вряд ли уменьшился. Это несмотря на то, что никто не может найти пример явной отдачи от продвижения в интернете и соцсетях. Явной — это такой, которая полностью окупает себя с учетом затрат на зарплату и дает вменяемую прибыль.



Создавать бизнес-ценность в России даже отделы продаж еще не совсем научились, а что говорить о SEO-оптимизаторе или SMM-тамаде из Вконтактика. Тогда почему столько компаний продолжают звать к себе в штат или заказывать услуги на стороне по продвижению себя онлайн? Ответ очень прост.


Первая группа заказчиков — скучающие собственники, у которых есть финансовый жирок, и которым надоело видеть одни и те же унылые физиономии исполнительных и коммерческих директоров, руководителей отделов продаж и бухгалтеров с юристами. Наскучила челядь!


А тут рядом вьются веселые креативные ребята — digital-профессионалы. Говорят странные смешные слова, умеют делать красивые отчеты и презентации, генерить развеселые картинки и видосики. Как не взять такое чудо на работу? Никаких особых ожиданий от такого работника у владельца нет, просто развлечься год-другой, да и выгнать нахер.


О таком положении дел «дигиталы» осведомлены и вовсе не против. Попасть в теплый офис, пострадать бабуйнёй, пока не выгнали, потом идти искать нового хозяина. По сути они всегда являются исполнителями хотелок работодателя, отчего ведомые проекты являются собой громкий ужас и совершенно безжизненны, бессмысленны и беспощадны. Но это всех устраивает, так что никаких проблем.


Вторая группа заказчиков опять же имеет жирок, но еще недостаточно заскучала, чтобы просто заказывать «имиджевые проекты». Они действительно хотят получить отдачу от онлайн-продвижения и готовы рискнуть определенной суммой. «Дигиталов» первой группы такие заказчики изгоняют в первый же день работы, сами пытаются разобраться хотя бы в получении грамотной отчетности, а работают со специалистами, которые действительно хотят помочь бизнесу в продвижении. К сожалению, мало какому бизнесу в России можно помочь, особенно сейчас и особенно с продажами из интернета. Поэтому сотрудничество длится недолго. Достаточно 3-4 месяцев, от силы полгода, чтобы убедиться в провальности проекта.


Допустим, SEO. Сделали аудит сайта, поработали со структурой сайта, подтянули ключики, убрали говнотексты, подредактивали информацию о продукте, занесли сайт в каталоги, разместили объявления в группах ВК и ОК, настроили ретаргетинг, сбор аудитории, сформировали базу клиентов из email. С небольшим сайтом за месяц можно управиться, далее делать поправки по ветру в течение 2 месяцев и смотреть на продажи. Если не выросли, то и не вырастут.


Тот же SMM. Завели группу, накидали постов, оплатили продвижение, оплатили медийку. Посмотрели на средний чек и прибыль от канала. Если за месяц не окупилось, то и потом не окупится. Группу можно оставить, как канал связи с клиентом, но тратиться на раскрутку смысла никакого нет.


Тут тоже никаких проблем нет, все всё понимают.


Третья группа заказчиков — нищеброды. У них нет денег на нормальное развитие бизнеса, и они лезут в интернет с нано-бюджетами, чтобы захватить мир. Нанимают за гроши школьников и благополучно разоряются, четко усвоив мысль, что digital — фуфло, обман и разводилово.



Завести инстаграм, группу Вконтактике, таргетинг там всякий, креативы на всю Ивановскую, ролик снимем и посевы делать будем! Вот примерно так и мыслит владелец небольшого бизнеса: салона красоты, центра здоровья, стоматологии, маленького интернет-магазина и т.п. Мысли вредные и приводят только к потерям денег, нервов и времени. Но они, микро-заказчики, все равно вывешивают объявления на всяких хедхантерах в поисках inhouse-дигатал или обращаются в мутные интернет-конторки.


Никакие фоточки в Инстаграм не приведут вам клиентов. Если совсем вот распирает желание публиковаться, то делайте сами и делайте личный аккаунт, а не аккаунт @beautysalon_nomer1_na_perdishenskoy_street. Ведите аккаунт сами и от своего имени.


Рассказывайте о своем бизнесе, сотрудниках, клиентах (если те согласны, конечно). Делитесь болью и успехами. К личному аккаунту Инстаграм тоже можно привязать статистику, то есть сделать бизнес-аккаунтом. Для этого просто заведите в Facebook страницу заведения и привяжите к аккаунту Instagram.


Почитайте основы оформления постов Инстаграме и принимайтесь наполнять аккаунт. Указывайте место, где фото снято, чтобы люди видели, где ваш микро-бизнес расположен, ставьте 3-5 хештегов по смыслу фото, а не клепайте 30 хештегов на все случаи жизни. Вот так повозитесь полгодика, убедитесь, что нет в этом инстаграмчике клиентов и забудьте.


Перед началом запуска агрессивного вторжения в Инстагарм почитайте вот эти статьи:




В плане рекламы для российского малого и очень малого бизнеса подойдет разве что локальная реклама в Вконтакте. Локальная прям до улицы. Вот есть у вас магазинчик или парихмахерская на Староновонижневерхней улицы, вот в районе этой улице и «бомбите» креативами.


Географический таргетинг Вконтакте - выбор места и радиуса на карте


Ставку делайте минимальную: 1,2 рубля за 1000 показов или 6 рублей за клик. Подробная инструкция есть у самой соцсети. Посмотрите, почитайте, погуглите успешные кейсы и начинайте свою кампанию. Пару месяцев поиграйтесь, а там уже поймете, есть ли во всем этом смысл. Скорее всего, нет.


Понятно почему идут в соцсети и зовут «дигиталов». В поиске то клиентов днем с огнем не наёдешь. Контекст не перегрет, а уже раскален для состояния плазмы. Вот только если контекст и SEO — это развод и слив бюджета, то остальные digital-направления — развод и слив бюджета в квадрате. Увы.


Причем даже если я стану интернет-рыцарем и пойду спасать микробизнесы за микробюджеты во имя справедливости, то ничего у меня не получиться. Сайт заказчика сделан тупым племянником или хитрым студентом. Администраторы и менеджеры курят половину рабочего дня и отвечают на один звонок из ста. Ценовая политика заказчика давно уже не конкурентна, а «широкий ассортимент» стремительно ужимается до бюджетных и сверхбюджетных товаров по причине отвратительной платежеспособности населения России.


Кто-то скажет: «У меня не так! У меня менеджеры умнички и все заказы обрабатывают, а сайт мы заказали простой, но зато понятный и стабильный». Если у вас все хорошо, то всякие таргетинге и прочая digital-хрень вам и не нужна. Разве что попробовать ради интереса.


Повторю еще раз: очень здорово продают соцсети в Юго-Восточной Азии. Больше они нигде особо не продают. В США высокая отдача из-за большой выручки, но покупают в Facebook мизерная часть населения страны:


«В странах Юго-Восточной Азии Facebook и Instagram дают 30% от общего числа онлайн-покупок в 2016 году. Тот же показатель для США составляет лишь семь процентов» — Wall Street Journal.


В России в Facebook не покупает никто. Там сидят сторонники Навального, стареющие бизнесмены, консультанты-разводилы всех мастей и «творческая интеллегенция», страдающая под гнетом «кровавого режима».

Комментарии
Добавить комментарий
Андреас
Андреас
Все точно так, да. Сам нанимаю смм только для фейсбук. Западные партнёры очень ценят почему-то наличие страницы. Хотя сам фейсбук жуткая помойка. Особенно из-за стран третьего мира. Африка, Индия, латинская вмерика, все клянчят деньги и спамят 😣
комментировать