Кластеризация запросов семантического ядра

За термином «кластеризация» скрывается слово «группировка». Всего-то! Сразу минус -100 к харизме seo-гуру. Открыли Excel, забили нужные поисковые запросы и собрали их в смысловые группы.


Определение: «Кластеризация семантического ядра (СЯ) — автоматическая группировка поисковых запросов на основе ТОП-10 поисковой выдачи. Формируется отправкой запросов в поисковую систему и анализом выдачи для каждого отправленного поискового запроса. Когда поисковик возвращает одни и те же страницы (URL) по поисковым запросам и таких совпадений несколько, то запросы объединяются в группы».


Таблица кластеризации поисковых запросов

Кластеризация в сервисе MegaIndex


Самая простая группировка — деление ключевых фраз на коммерческие и некоммерческие:

  • Купить кирпич для дачи — коммерческий
  • Как сделать кирпич для дачи своими руками — некоммерческий (информационный)

Идеально, когда вы собираете запросы не по поисковым подсказкам и с помощью программ типа KeyCollector, а идете от потребностей бизнеса. Есть у вас ключевой запрос, который приносит или должен приносить кучу денег, вот его и прокачивайте! Собирайте вокруг него группу релевантных ключевых слов, пишите экспертные статьи на эту тему, прокачивайте SEO-факторы категории каталога, наращивайте ссылки на нужную страницу сайта. Но вы все равно не будете так делать, так что вот список сервисов для сбора и кластеризации семантического ядра сайта.


Для большинства сайтов вполне хватит бесплатных сервисов и одного расширения:


Но с таким подходом сео-гуру растеряет вообще всю «экспертность» и «харизму», поэтому он будет использовать «продвинутые инструменты».


Сборщики ключевых фраз:

  • Rush Analytics
  • words.elama.ru подбирает запросы, но нет возможности экспортировать список.
  • ppc-panel.ru создает группы запросов по общим вхождениям.
  • Макрос от Devaka для OpenOffice
  • Магадан— платный парсер ключевых слов Яндекс.Директа (Вордстата)
  • Bukvarix (установка на компьютер)

Группировщики:

Универсальные решения:

Кластеризация семантического ядра плохо работает для новых товаров и событий, а также для запросов с ярко выраженной сезонностью. Кластеризацию не стоит использовать для низкоконкуретных низкочастотных запросов или для очень редких и единичных запросов. Семантическое ядро не стоит группировать для региональных геозависимых запросов в средних и узких нишах.


Если сайт старый, то существующую группировку запросов обязательно нужно учитывать при создании новой кластеризации семантики.


Группировка ключевых слов в Topvisor

Сервис кластеризации запросов Topvisor


Недостатки кластеризации как метода:

  • Алгоритмы группировки содержат ошибки
  • Поисковая выдача постоянно изменяется
  • Информационные и коммерческие запросы могут меняться местами
  • Выдача зависит от 800-1500 факторов, что не позволяет получить оптимальную кластеризацию
  • Кластеризация семантического ядра — модный тренд среди части сеошников. Многие вообще не применяют его и прекрасно продвигаются сайты.
  • Несмотря на автоматические сервисы приходится «чистить» результаты вручную.


Методы кластеризации


Soft-кластеризация — выбирается главный запрос, вокруг которого формируется группа из похожих по смыслу запросов.


Moderate-кластеризация — примерно тоже самое, но пользователь выбирает степень группировки (число совпадений) для главного (самого популярного) ключа. Этот тип группировки встречается в сервисе Topvisor. По сути это просто кастомная группировка, которую Pixel Plus именует Middle.


Hard-кластеризация — самое сильное и непонятное колдунство. Запросы сравниваются не только с главным запросом, но и между собой. Также проверяются страницы в ТОПе по этим ключевым словам. Режим Hard на деле нужен крайне редко.


Сервис кластеризация СЯ Justmagic


Подробнее о методах:


Правила группировки запросов


Netpeak написали подробную инструкцию, у себя отмечу основные моменты.


Запросы группируются по типам:

  • Коммерческие (сколько стоит липосакция), информационные (лазерная липосакция отзывы), геозависимые (липоксация в районе Хамовники), нечеткие или общие (безоперационная липосакция)

По смыслу:

  • заказать уборку = заказать клининг

По типу страниц:

  • запросы для главной, для категорий, для карточки товара, для блога/статьи

Серьезная ошибка, когда разные типы запросов размещают на одной странице сайта.


Видеоурок по группировке запросов:



Серьезная проблема семантического ядра — каннабализация ключевых слов: похожие по смыслу и логике, но разные по семантике запросы разбиваются на несколько страниц под конкретный ключ:

  • билеты дешево
  • билеты скидка
  • билеты недорого

На самом деле все эти ключи должны вести на страницу с дешевыми билетами. Будут ли они дешевые из-за скидок и акций или по какой другой причине неважно. Если же сделать три страницы, то они будут очень похожи и начнут конкурировать не только с сайтами конкурентов, но и между собой.


Контент — ещё одна причина не увлекаться кластеризацией и расширением СЯ. Просто не получиться подготовить крутые страницы с крутым текстом и визуальным рядом для очень похожих тем. А поскольку поисковики предпочитают большие (700-1000 слов минимум) структурированные (оглавление, заголовки, списки, медиавставки) страницы, то лучше запросов взять меньше, но контент под них сделать максималь крутой и мощный.


Интенты

С понятием «кластеризации» тесно связан сеошный термин «интент» — намерение человека, сделавшего запрос. Индикатор «плавающий», поскольку «большое число запросов характеризуется несколькими интентами, так как пользователи, набирающие один и тот же поисковый запрос, могут подразумевать совсем разные вещи».


Запросы с одинаковым интентом – это разные запросы, имеющие одну цель. Пример: Iphone 7 и Айфон 7. Здесь человек ищет один и тот же товар. Сложнее обстоят дела с такими понятиями, как дисплей — экран — монитор. Все три слова могут обозначать компьютерный монитор, но экран есть также у телевизора, а слово «дисплей» часто используется в характеристиках мобильных устройств. Чтобы проверить сходство таких запросов, нужно проверять поисковую выдачу:

  • Если по каждому запросу выходит один и тот же набор страниц, то у группы один интент.
  • Если выдача меняется, то интенты разные, и группировать такие запросы нельзя.

Что еще почитать по теме:

Нет комментариев
Добавить комментарий