Как написать интересную статью

Каждый раз, когда вы решаете написать интересную и качественную статью, возникает вопрос: как это сделать? Ответы в этом материале. Конкретные рекомендации, оформленные в списки и картинки.


Вот схема идеальной веб-страницы

Схема просмотра страницы посетителями сайта


Горячие зоны веб-страницы:

  • прямоугольник A1-2
  • прямоугольник B1-3
  • прямоугольник С
  • прямоугольник D3-4


Оглавление:



Как люди не читают в интернете

В далеком 1997 году вебвизоры и айтрекеры показали две главные схемы, которые используют люди для просмотра страниц на сайтах: F-pattern и Z-pattern. Пессимисты оказались правы: в интернете люди не читают. Они сканируют! За прошедшие 20 лет схемы перепроверялись и в целом выдержали испытание временем.


Как всегда есть нюансы, но формируя статью с помощью F/Z-схемы у вас есть реальные шансы донести до читателя нужную информацию. Метод помогает написать не только статью, но и разработать карточку товара, лендинг, письмо, пресс-релиз и коммерческое предложение.


Первая схема сканирования имеет вид буквы F, а вторая буквы Z с движением от левого верхнего угла к правому верхнему, потом по диагонали к левому нижнему и с завершением просмотра в нижнем правом углу. Соединив две эти схемы, получаешь горячие точки внимания, информация в которых останется в голове читателя.


F-схеме проявляется при чтении больших текстов. Z-схема включается там, где большую часть контента занимают изображения (реклама, промо-сайт). 


На эту тему хорошо почитать (на английском) UXMyth и вот эту статью ConversionXL с очень важной картинкой:

Как люди воспринимают текст на странице сайта

Горячие, теплые и холодные зоны веб-страницы для читателя


А теперь разрушаем мифы! Все эти зоны и структуры хорошо работают для формально отформатированного текста. Если у вас статья представляет собой набор абзацев и картинок, то люди будут её сканировать так, как захотят. Но у копирайтера, журналиста, контент-менеджера, автора блога и других контент-мейкеров есть мощные средства управляния вниманием. Яркие тематические изображения, списки, подзаголовки, выделенные цитаты и врезки цепляют взгляд читателя и удерживают внимание на себе. Обязательно структурируйте свои материалы!


Структура информационной статьи для сайта


Исследования по теме (на английском):

В январе 2018 года в блоге о маркетинге ConversionXL появилась статья о том, как люди читают короткие тексты и смотрят ли они такие элементы, как подзаголовок, подпись к изображению, баннерную рекламу.


Паттерны просмотра веб-страницы у людей 18-30 и 50-60 лет:


Как читают текст молодые и пожилые — анимация, вебвизор


Резюме исследования:

  • 97% читают заголовок статьи
  • 98% бегло прочитывают подзаголовок
  • 60% доходят до конца статьи, но читают не внимательно, а сканируют (да, и короткие тексты не читают)
  • 91% прочитывает подпись к картинке
  • Баннерную рекламу смотрят меньше, чем 1,5 секунды

В 2008 году в Nielsen Group установили, что читатели осилят половину статьи из 111 слов и примерно треть статьи из 500-600 слов. Помните об этом, когда делаете пост в соцсетях, ведь именно там правят бал короткие тексты с картинками.


Материалы для любопытных:

Типографика для веб-страницы

  • Шрифт 16-го размера смотрится точно так же, как текст в стандартной бумажной книге. Это улучшает читабельность и восприятие текста.
  • Высота строки — 24px.
  • Шрифт Georgia или любой шрифт с засечками.
  • Один абзац — 4-5 строчек текста.
  • Большое количество подзаголовков.

Типографикой многие пренебрегают, а зря. Click Laboratory провели эксперимент, показывая посетителям одну информацию в двух разных шрифтах: один размером в 10 пунктов и маленькими отступами между строк, а второй — размером 13 пунктов и с заметными отступами.


В версии с большим шрифтом отказы сократились на 10%, а количество лидов выросло на 133%. Больше подробностей о важности и особенностях типографики для коммерческого сайта читайте у Askusers.


В принципе дальше можно не читать. Там идут стандартные советы от многочисленных экспертов в области статейного производства, которые собраны (скопипащены) со всего рунета. Кликабельные заголовки, актуальный полезный контент, думайте о читателях — вот это всё.


Правила оформления крутой статьи

  • С каждым следующим словом вы теряете читателей. Меньше слов.
  • Проверьте первое предложение: оно должно или максимально заинтересовать, или полностью раскрыть суть материала.
  • Удалите первый абзац. Ильф и Петров, авторы «12 стульев», всегда испытывали проблемы с началом главы, и писали первую страницу, а затем вычёркивали первый абзац. Перечитайте их книги, чтобы оценить метод.
  • Удалите второй абзац.
  • Перечитайте текст без первого и второго абзаца. Если потребуется, добавьте вместо двух абзацев одно емкое короткое предложение.
  • Если предложение можно убрать без потери смысла – убирайте.
  • Разбивайте предложения. Длинные предложения – зло.
  • Причастные и деепричастные обороты убирайте. Прилагательных минимум. Если прилагательное абстрактно и не подтверждается в тексте, убирайте его.
  • Заменяйте конструкции вроде «27.11.18» на «вчера» или 27 ноября 2018-го. Вместо «Осталось мест: 7» сайт пишите «Осталось 7 мест». Адреса пишите так, как говорите. Не «ул. Волхонка, 15», а «улица Волхонка, дом 15, бизнес-центр «Мегадэс».
  • Рассказывайте в статье для кого ваш товар или услуга, перечисляя ситуации и аудиторию. 

Пример с правилом «Удали два абзца». В блоге Neatpeak опубликована статья о email-рассылках в 2018 году:


Редактирование статьи


Зачем там вступление про Нокию? Зачем там второй абзац про нестояние на месте почтового спама? Третий абзац не идеален, но хотя бы подводит к теме статьи, указывает на актуальность советов и обещает мнения экспертов.


Коммерческая статья должна ответить на все возможные вопросы читателя:

  • Что это вообще?
  • Зачем оно нужно мне?
  • Чем конкретно оно отличается от похожих товаров?
  • Что входит в комплектацию, сервисное обслуживание, гарантию?
  • Что я буду с этим делать, если куплю?
  • Почему купить надо именно здесь?
  • А что с доставкой?

Авторам информационных статей следует помнить, что читатель может быть профаном, а может оказаться недиванным экспертом. В идеале статья должна начинаться с базовых основ, а заканчиваться опровержением теории относительности.


Описание товара строится пирамидой: первый абзац — краткий рассказ, что это такое и зачем нужно, в следующих абзацах раскрытие темы. Избегайте загадочных вступлений!


Займитесь со статьей сексом Переспите с текстом Отложите текст до утра, а утром перепишите.


Помните: никто не хочет читать ваш текст.


Помните: если вам нравится текст, то возможно вы просто любите читать. А другие не любят. Им лучше предложить информацию в другом формате. Например, в виде рисунка с котом:


Вот еще советы для авторов, журналистов и копирайтеров:

  • Люди действительно не читают тексты в интернете. Они их сканируют. В начале статьи была картинка про F/Z-способы просмотра веб-страниц.
  • Известные имена в заголовке или тексте статьи увеличивают интерес.
  • Фотки голой Дженнифер Лоуренс привлекают внимания к самым банальным и скучным текстам. Если вы унылый сео-генератор текстовых шлакоблоков, то добавляйте фотографии актрисы во все свои материалы вроде «Как написать бесполезную статью за 5 минут».
  • Больше фактов — больше внимания. Не ленитесь собрать ссылки на материалы и исследования.
  • Не пытайтесь что-то продать в статье. О, вы пишите продающий текст? Вам только врач уже поможет.
  • Заголовок должен отражать смысл статьи, быть простым.
  • Вводный абзац — 2-3 предложение с кратким резюме статьи
  • Призыв к читателям поделиться публикацией способен увеличить число репостов на 40%.
  • Золотое правило: лучше делать статьи больше по объёму, но с максимальной практической пользой для читателя.
  • Самые популярные статьи включают 1850-3035 слов (не знаков!)
  • Сложно-структурированные статьи ценятся людьми и поисковиками выше (подзаголовки, изображения, видео, маркированные и нумерованные списки).

Охотнее всего делятся информацией люди, прочитавшие не более трети статьи. Так что уложите в первые 20-30% текста самое интересное. Те, кто прочитывает больше половины, практически никогда не репостят.


Активность посетителей сайта в отчете Яндекс Метрики

Динамика активности пользователей на сайте Солянки


Анализируйте пик активности читателей на сайте, чтобы размещать статьи в нужное время. В среднем в Facebook русскоязычная аудитория активна с 10 до 15 и с 19 до 20. Самые активные дни недели —понедельник и пятница.  У «ВКонтакте» ситуация другая. Аудитория на пике вечером после 21:00 и до ночи. Самые активные дни недели — с пятницы по воскресенье.


Что еще почитать по теме:

Солянка в Телеграмм: sdigit

Комментарии
Добавить комментарий
Леонид
Леонид
Хорошая подборка материалов по теме юзабилити. Я не текстовик, дизайном занимаюсь, именно вашу статью выдал поисковик под запрос. Все нужные ссылки нашел! Макеты сами рисуете? Могу помочь.
комментировать
Инга
Инга
Статья обновилась? Смотрю вообще переписал заново практически! Но за первую схему благодарю. Буду теперь от копирайтеров её соблюдение требовать!
комментировать
Антон
Антон
За картинки отдельное спасибо! И ссылки на англоязычные источники тоже. Теперь проще будет заказчику доказывать, что статья правильно сделана)
комментировать