Как делать подкасты и где их размещать

Слово «подкаст» родилось из микса слов iPod и broadcasting. Первые подкасты — аудиошоу в iTunes. iPod умер, iTunes потеснен App Store и Apple Music, в России подкасты стали контентом Шредингера — никто не может сказать точно: есть сегодня полноценная индустрия подкастов или её не существует.


Микрофон и наушники для записи подкастов

Оборудование для аудиозаписи. Это тебе не гарнитура для танчиков!


В США рынок подкастов оценивался в $220 миллионов, в 2016 — в $119 млн, в 2015 году — в $69 млн. Виден явный рост. Здесь нужно сразу отметить, что Youtube, как ни странно, тоже стал популярной площадкой для подкастов: на платформе полно роликов, где по сути есть закадровый текст и статичная картинка. Популярный самый глазастый отечественный исполнитель Элджей этим давно грешит:



60% видеороликов Youtube просто слушают


В 2018 авторы подкастов iTunes получили подарок от Apple: доступ к полноценной статистике прослушивания. Сразу же выяснилось, что подкасты в США — золотая рекламная жила. 90% пользователей реально дослушивают подкасты до конца и не проматывают рекламу, как это традиционно бывает с видеороликами, где рекламное кривляние автора зрители быстро прокручивают.


В России у подкастов нет своей четкой аудитории в отличие от соцсетей и того же Youtube.  Популярные подкасты в основном вырастают вокруг популярных изданий. Так «Медуза» («Шпрота») и Arzamas генерят подкасты для части своей аудитории.


У самых популярных российских подкастов в России в iTunes в среднем около 30-80 тысяч прослушиваний на выпуск. Чтобы попасть в ТОП достаточно 2-3 тысячи прослушиваний. Так что торопитесь залить свой подкаст в iTunes, пока конкуренция минимальная.


Сразу предупредим: монетизировать подкасты в России — гиблое дело. Это тема не про деньги, а про имидж и продвижение, либо желания стать основателем медиа-проектов. А денег в подкастах совсем нет. Спросите у Вилсакома, чего он подкасты бросил.


Где разместить подкаст

Аудиосообщения в мессенджерах — подкаст. Прикрепленный к посту в ВК Mp3-файл — подкаст. Аудиоуроки английского — подкаст. Упомянутый выше видеоролик Youtube со статичной картинкой и закадровым голосом — подкаст. Так что распространять свои войсовые темы можно огромным количеством способов, но традиционными остаются:

У iTunes есть требования к оформлению подкаста:

  • Формат подкаста: M4A, MP3, MOV, MP4, M4V, PDF или EPUB.
  • RSS-лента – RSS 2.0.
  • Обложка – JPEG/PNG, минимум 1400 x 1400 px, максимум – 3000 x 3000 px.

Подойдут и облачные хранилища: Гугл Драйв, Облако МылоРу, Яндекс.Диск, Дропбокс, Amazon S3. Вот наш подкаст из серии «Москва бюджетная» в Гугле: Экономим на электричестве


Честно говоря, традиционные площадки в России будут явно уступать по популярности нестандартным решениям из первого абзаца раздела, но цифровой файл легко множится, так что подкаст можно грузить во все доступные сервисы, включая собственный сайт. Если сайт на конструкторе, как у нас, то можно залить файл в «облако» и дать на него ссылку.


Создание подкаста

На один аудиоролик может уйти до 20 часов работы нескольких человек! Вот почему мы остаемся приверженцами текста — это король интернета, а всё остальное — жалкие подобия, чтобы там не вопили полоумные маркетологи и диджиталы.


В среднем на подготовку к записи уходит час. Ещё три часа на запись, потом пять часов на монтаж. Два часа закладывайте на оформление и публикацию. Последний час уйдет на пиар нового аудио в соцсетях и других каналах продвижение. Итого: 20 часов работы без шанса заработать денег. Нужно ли оно вам, наши жадные до бабла интернет-манимейкеры?


Записывать подкаст лучше динамическим микрофоном — он лучше подавляет эко и фоновый шум. Да, конденсаторные микрофоны дают лучшее качество записи, но зато требовательны к тишине. Если пишите в комнате, обитой мягким звукоизоляционным материалом, в полном одиночестве, то выбирайте конденсаторный, а если подкаст делаете на коленке в туалете во время обеденного перерыва в офисе, то динамический.


Начинающим подкастерам подойдут простые USB-микрофоны вроде Audio-Technica AT2020USB или совсем простой Samson Q1U. Только не падайте в обморок от цены на эти «простенькие» записывалки. Если душит жаба, орите в динамик своего айфона и готовьтесь читать комментарии с проклятиями от слушателей. На подкастах не заработаешь, но это не значит, что их может делать любой нищеброд.


ПО для записи можно выбрать любое. Поставьте бесплатный редактор Audacity и не заморачивайтесь. Бесплатная и работает под Винду и Мак. Под «макось» есть ещё GarageBand. Также популярны у подкастеров Adobe Audition CC и Sound Forge.


Неопытному чтецу кажется, что читать с листа удобнее. Увы, это не так. Текст и речь — очень разные форматы. Конечно, можно написать всё в разговорном стиле, но получится двойная работа. Поэтому монолог или диалог надо планировать по темам, но избегать 100% чтения по бумажке.  Всегда можно использовать схему вопрос-ответ, даже если это не интервью, а рассказ от одного лица.


План подкаста (скрипт):

  • Вступление. Тема подкаста «Как написать пресс-релиз»
  • С чего начинается написание пресс-релиза
  • На какие вопросы отвечает пресс-релиз
  • Структура пресс-релиза
  • Заголовок пресс-релиза + пример
  • Ошибки при написании пресс-релиза
  • Разбор реального пресс-релиза
  • Резюме, заключение подкаста

Ведущий или приглашенный собеседник поэтапно раскрывают запланированные темы, а затем всё это дело монтируется в цельный аудиоперфоманс. Скрипт подкаста помогает избежать заминок, слов-паразитов и всяких «ну», «э», «мммм» и прочего вокального непотребства.


Важно! Добавляйте музыку, но следите за тем, чтобы она была ниже по громкости, чем речь участников подкаста! Почему-то в России и в аудио, и в видео монтажёры обожают ставить звук музыкального сопровождения выше аудиодорожки с голосом. Возможно, все звукорежиссёры в нашей стране — агенты Запада, ненавидящие всё русское, начиная с языка.


Сохранять записанный файл удобнее всего в формате mp3 с битрейтом 128 kbps (килобайт в секунду). Это оптимальное качество для прослушивания в наушниках. Можно сохранить и в 320 кило/сек, но обладатели дешманских наушниках и ещё более дешёвых андроид-смартфонов не смогут оценить эстетизм решения.


Когда записывают двух и более человек, громкость микрофона у каждого говорящего должна быть одинакова.


Список оборудования проекта «Аудиомания»:

  • Микрофон Shure SM7B
  • Переключатель микрофона в беззвуковой режим Rolls MS111 MicSwitch
  • Предусилитель Sound Devices USBPre2
  • Переходная втулка K&M чтобы насадить микрофон Shure на стойку Rode (смотри ниже)
  • Один 6-футовый XLR кабель идущий от микрофона на переключатель
  • Один 3-футовый XLR кабель идущий от переключателя на предусилитель
  • Наушники Beyerdynamic DT 770 Pro 32
  • Стойку для микрофона Rode PSA1

Нетехнические советы

  • Разомните голосовые связки, попеременно издавая высокие и низкие звуки и широко отрывая рот. Затем пофыракайте — упражнение разомнет мускулы рта для четкого произношения.
  • Спину держите ровной во время записи, иначе дыхание станет не ровным.
  • Держите один и тот же темп речи на протяжении всего подкаста.
  • Следите за ртом и губами: чавканье, хлюпанье, хлопанье останутся в записи. Поэтому девушкам с ботоксом в губах категорически запрещено писать подкасты!
  • Старайтесь записать весь подкаст без долгих пауз между отдельными частями. Даже спустя полчаса тембр и темп голоса могут заметно изменится.

Кто делает подкасты в России

Вопреки ожиданиям, любители рижских шпрот пишут подкасты в Москве на студии Gentle Music. За вливания в уши слушателей пропагандистского яда отвечают Алексей Пономарев и Евгений Берг (мы даже не назовем их должности, настолько редакция «Солянки» не уважает сотрудников «Медузы»).


В подкасты издания пихает обзоры важнейших событий недели, причем делает это максимально неофициально: «Градус обсуждения тут  —  от сдержанного сарказма до полного безумия». Иногда случаются экстренные выпуски.


Советы «Медузы» подкастерам:

  • Текст подкаста — не статья. Подкаст требует свой текст, а ведущий должен уметь импровизировать и переосмысливать текст.
  • Осторожнее с импровизацией! Редко получается хорошо. Лучше следовать тексту.
  • Подкаст — не радио. Здесь больше свободы. Однажды «Медуза» сделала ведущим шоу Грута из «Стражей галактики». Импровизация не зашла. Осторожнее с импровизациями. Ограничивайте свободу креатива.

Нынешний главред «Высеру» Костик Панфилов мудрил подкасты, но осилив 17 выпусков, проект похоронил, ибо без денег не интересно.


Максим Спиридонов из «Нетологии» делал подкасты в рамках своей «Рунетологии» — псевдо-проекта об интернет-маркетинге. Подкасты размещены на PodFm. Проект закрыт 12 апреля 2018 года. Комментарий автора: «Формат аудиоподкаста не популярен — проект будет представлен в иной форме. Как ни жаль, но надо признать, что подкасты как формат в рунете не взлетели».


Советы «Нетологии» для подкастеров традиционны:

  • денег не ждите
  • работайте в узкой ниши
  • купите хороший микрофон
  • не воруйте контент
  • пишите бомбические заголовки и описания

О том, как делают подкасты парни из Appleinsider, смотрите видео (25 минут полезного занудства):



Также стоит глянуть видос Кирилла Скобелева, автора шоу имени себя:



Михаил «Улыбайтесь, это всех раздражает» Стрельников поддерживает на плаву сайт https://bigpodcast.ru. Михаил — крутой подкастер, так что берите с него пример (последний подкаст записал в 2017 году, что намекает).


Шеф-редактор Арзамаса Олег Коронный


Наш кумир и медиа-легенда Олег Коронный творит с командой Arzamas умные подкасты об истории России.


Ольга Юркова ведёт трэвел-блог и делает подкасты о своих путешествиях, где даёт советы, как бросить работу в офисе и начать жить. Поскольку текст круче звука, мы дадим вам ссылку на свою статью о создании трэвел-блога. Он, кстати, как и подкаст денег не приносит. Ха-ха!


Оформление подкаста

Вначале ролика хорошо бы сделать заставку — некий музыкальный сэмпл или шумовой эффект, смикшированный с голосом. В заставке объявляется автор подкаста, название шоу или слоган проекта. Те, кто помнят плеер Winamp, знают, как заводила фраза «It Really Whips the Llama's Ass!»



После заставки объявляется тема. Если тем несколько, то после объявления одной, следует пауза: «Сегодня поговорим о когортном анализе [пауза] и перфоманс-маркетинге».


Затем следует основной план подкаста (тот самый скрипт), а в конце автор указывает источники данных, если это был информационный или новостной подкаст, благодарит всех, кто помогал, призывает подписаться на подкаст, анонсирует тему следующего подкаста.


Между рубриками и темами подкаста делаются музыкальные или шумовые перебивки (или переходы, мы не звукорежиссеры, и не знаем точный термин). Ещё можно сделать кросс-фейд: одна аудиодорожка затихает, а вторая повышает громкость. Но это уже не для новичков.


Больше информации о построении схемы подкаста у РадиоЗвука. Много полезной информации по технической стороне вопроса найдете в блоге Подкастеру (проект помер в январе 2017 года, что опять же намекает).


Резюме

Тут должен быть итог, но в статье уже 1500 слов, и мы устали. Кто хочет делать подкасты, делает их. Кто не хочет, читает статьи о том, как делать подкасты. Мы не ангелы, и «Солянке» тоже нужен трафик. Среди редакции нет никого кто бы слушал подкасты, так как скорость информации при такой подаче материала падает в разы. И если в видосиках ещё можно поржать над кривлянием горе-ведущего, то слушать непоставленный голос подкастера, бубнящего что-то о кровавом режиме, интернет-продвижении и прочей лабуде, нет никакого желания.


Вся правда о подкастах:


Если плохо с английским… Учите английский! Или включите русские субтитры.


P.S. Подкасты в рунете мертвы! Зачем мы писали эту статью и собирали материал?


Что ещё почитать:

Солянка в Телеграмм: sdigit

Нет комментариев
Добавить комментарий