Как подготовиться к интервью — советы опытных журналистов

В 98 раза увеличил свои доходы Александр Ткачёв, в 32 раза — Максим Лискутов. А вы говорите, что в России нельзя зарабатывать и нельзя жить. В ближайшее время планируем пообщаться с этими простыми работящими людьми из народа, а пока расскажем, как подготовиться к интервью с известной личностью, чтобы не выглядеть полным дудем.



Интервью — жанр публицистики в виде серии вопросов и ответов. Целью интервью является обмен мнениями о том или ином событии.


Когда делаешь первые шаги в журналистике или пиаре, то самым простым делом считаешь интервью. Накидал сочных вопросиков, загнал собеседника в неудобное положение, и материал готов. Вся подготовка к интервью начинающий журналист укладывает в три этапа:

  • Договориться об интервью
  • Провести интервью
  • Расшифровать аудиозапись и готовить статью

Просто!


Первый же реальный опыт ломает схему. Из-за волнения журналист стремится быстрее отстреляться, забывая об уточняющих и дополняющих вопросах. В итоге никакого глубокого интервью не получается, а озвученные ответы представляют собой сборник банальностей. Получается что-то вроде сухого и скучного пресс-релиза, а не полноценной журналистской беседы.


С практикой волнение уходит, но привычка не готовиться к интервью остаётся даже у журналистов. Корпоративным блогерам ещё хуже — интервью проводятся по желанию левой пятки ноги руководства, поэтому на подготовку совсем не бывает времени.


Тронувшийся на почве падения продаж собственник шарашкиной конторы стремится быстрее что-то набубнить в диктофон или смартфон, переслать вам сообщения по вотсапу/телеге и ждёт интервью, достойное Пулитцеровской премии. В этом случае одна рекомендация — слать дядю на три буквы и идти работать в адекватную компанию.


Интервью с офицером армии США


Ладно, не всё так плохо. Кое-что можно сделать. Советы будут смежными: для корпоративных журналистов и обычных журналистов. Что кому — сразу поймете.


Игра на опережение

Изучайте потенциальных кандидатов для интервью с момента первого дня работы в компании или издании. Кто чем занимается, какие вопросы решает, что он знает о товарах, услугах компании. Формулируйте вопросы, заведите картотеку, составляйте досье на всех и каждого. Это, между прочим, и есть настоящая журналистика.


Всегда быть готовым к интервью — единственный шанс на успех. Именно такая философия позволила внештатнику «Плейбоя» Лоуренсу Гробелю взять интервью у ненавидящего журналистов Марлона Брандо в 1978 году.


Не ограничивайтесь прочтением статьи в Википедии о жертве интервью или перечислением фактов на Компромат.ру и подобных сайтов. Если общаетесь с айтишником, копните тему интервью на форумах и тематических ресурсах. Узнайте тенденции в отрасли и спросите о них.


Кевин Спейси даёт интервью в свою защиту


Изучайте персону до тех пор, пока информация не начнёт повторяться. Вот тогда вы проделали работу полностью.


Релакс, донт ду ит

Все боятся интервью. Даже наша любимка Кайли Дженнер, способная одним твитом убить капитализацию компании. Поэтому успокойте своего респондента, и начните с себя: люди инстинктивно копируют собеседника (жалкие приматы!), и если вы нервничаете, то это передаётся окружающим. У оператора начинает дрожать камера, телохранитель хватается за пистолет, важный человек потеет и ерзает в кресле.


Проведите экспресс-релаксацию, выпейте валерьянки перед интервью, сделайте пару асан из йоги. Расслабьтесь, короче. Делайте что хотите, но расслабьтесь. На интервью вы должны представлять собой гибрид накурившегося Боба Марли и Джеймса Бонда.


Чтобы заполучить доверие собеседника поделитесь с ним чем-то общим. Например, редактор журнала Root Йеша Каллахан применяет такую тактику в общении с голливудскими звездами:

  • подойти к селебрите
  • сказать: «А мой кузен тебя знает!»
  • получить интересное интервью

Попробуйте это с Джигурдой или Позднером!


Корпоративным блогерам несколько проще: они всё-таки действительно знакомы с сотрудниками и руководителями компании. Однако офисные клерки и даже топ-менеджеры не умеют давать интервью и от этого нервничают ещё больше. Так что тут всегда нужно заранее обсуждать вопросы, чтобы собеседник мог к ним подготовиться.


Кен Уитон советует: «Общаясь с сотрудниками компании, вы должны быть честны. Предупредите их о сложных или неудобных вопросах, объясните почему на такие вопросы надо ответить». Ради справедливости должны отметить, что Кена недавно уволили из издания AdAge. Возможно, он был недостаточно честен с компанией.


Расставьте приоритеты

Если вы когда-либо слушали докладчика, читающего заметки во время презентации, вы знаете, насколько безжизненным выглядит человек с бумажкой. Вместо того, чтобы зачитывать вашему собеседнику вопросы из блокнота или экрана планшета, сосредоточьтесь на разговоре. Вопросы должны быть у вас голове!


Запишите все вопросы на лист бумаги, выделите самые важные и запомните их. Затем придумайте уточняющие вопросы к самым важным вопросам. Запомните их. Повторите цикл несколько раз. В идеале у вас должен получиться не набор вопросов, а тема собеседования, которую вы раскроете во время интервью.


Разумеется, всё интервью надо записывать на аудио и/или видео. Не надейтесь на айфон или один диктофон, используйте несколько устройств. А вот заметки на бумаги во время интервью лучше не делать. Это приём непрофессиональных эйчарих, который только раздражает кандидатов на вакансию. Приём неудачно перенят у непрофессиональных американских психоаналитиков из кинофильмов.


Придумайте свой фирменный коктейль

Найдите правильное сочетание вопросов! Все великие интервью имеют одну общую черту: они показывают что-то новое, полезное, интересное или спорное. Изучите критику, заставьте жертву говорить о негативных вещах.


Однако не бросайте подобные вопросы с ходу. Оставьте их под конец интервью. Даже если собеседник выйдет из себя, изобьет вас, будет грозить судом и физической расправой, у вас останется первая часть беседы, которую можно будет использовать для статьи.


Идеально, когда журналист сам знает ответы на вопросы и может поймать собеседника на вранье, неточности, незнании или подтасовке фактов.


Редактируйте всё, что можете!

100% интервью — унылая болтовня ни о чём. Они все такие. Исключений нет. Превратить их в интересный текст — вот истинное призвание журналиста. Заставить людей дочитать до конца враньё политиков, бред пиарщиков, несусветную чушь «звёзд» — наисложнейшая задача автора и редактора. Помните, мы советовали записывать интервью? Парадокс, но практически никогда стенограмм записи не даёт интересного результата.


У текста должен быть темп, и в случае интервью темп задаёт последовательность вопросов. В этот раз неудобные и сложные вопросы должны стать началом статьи, а не её концов. Принцип «перевернутой пирамиды» — самое важное, скандальное, интересное, провокационное выносится в начало (хотя на середину и конец тоже оставьте пару перчённых фактов).


Резюме

Хорошо запомните имя, отчество и фамилию собеседника, его должность, рабочий опыт. Держите в уме краткую биографию интервьюируемого (ура, мы написали это слова!).


Запоминайте вопросы, а не читайте их по бумажке. Простые и приятные вопросы задавайте в начале, сложные и неприятные в конце. В тексте сделайте наоборот.


Записывайте интервью на диктофон, но не надейтесь превратить стенограмму в интересную статью.


Регулярно составляйте досье на потенциальных кандидатов для интервью. Изучайте их деятельность, биографию, критику.

Учитесь слушать собеседника, реагировать на его слова. Интервью — это диалог, а не допрос.


Интервью с президентом России


Избегайте спрашивать банальности, то, что и так все знают. Например, нет смысла интересоваться у Кайли Дженнер как она относится к силиконовым сиськам и ботоксу. И так видно, что положительно. Не спрашивайте у чиновника, откуда у него дом стоимостью 100 миллионов при зарплате в 300 тысяч. Народ давно уже всё понял.


Что почитать ещё:

Солянка в Телеграмм: sdigit

Нет комментариев
Добавить комментарий